22 февраля 2013 г.
новое направление налогового консультирования»
Появление, становление и развитие деятельности по налоговому консультированию соотносится с введением рыночных налогов в Российской Федерации (НДС, акцизы, новый налог на прибыль и т.д.), на первых порах цель и задачи которого были однозвучны целям и задачам налоговых органов – помочь налогоплательщику освоить новое налоговое законодательство, научиться платить налоги. В основном, в налоговом консультировании были заинтересованы крупные компании, которые одними из первых стали привлекать аудиторов и крупных специалистов в области налогообложения (бывших работников финансовых, а затем и налоговых органов) для формирования своих внутренних подразделений по налоговому консультированию.
По мере того как развивалась система налоговых органов, формировалась и модернизировалась налоговая служба, менялись ее задачи, параллельно становилась и развивалась система налогового консультирования.
Расширяется круг оказываемых консультационных услуг в области налогообложения, соответственно, растет число юридических и физических лиц, оказывающих эти услуги.
В деятельности налогового консультирования появляется новое направление - стратегическое налоговое и финансовое планирование на предприятии, которое значительно шире по своему содержанию, целям, задачам и интересам налогоплательщика, чем оказание услуг по разъяснению налогового законодательства, ведению и восстановлению налогового учета, составлению налоговых деклараций и т.п.
В настоящее время Институт налогового консультирования помимо методологического и методического обеспечения образовательных программ по подготовке налоговых консультантов и их профессиональной переподготовки (справочно: за время десятилетнего существования Института аттестовано более 500 консультантов по налогам и сборам) развивает направление по оказанию услуг налогового планирования и консультирования на более современном и качественном уровне.
Так, целью оказания услуг по налоговому планированию обозначено оказание помощи отечественным компаниям в построении и внедрении бизнес-проектов с наименьшими налоговыми потерями на вполне законных основаниях, престижных для привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и вложения инвестиций в реальную экономику, а в не в спекулятивные рынки.
Для достижения указанных целей Институт налогового консультирования руководствуется следующими принципами соблюдения пределов налоговой оптимизации:
- применение только тех механизмов уменьшения налоговых платежей, которые не противоречат законодательству о налогах и сборах, нормам международного налогового права, другим законодательным и нормативным правовым актам;
- предоставление рекомендаций налогоплательщику по выбору тех действий, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа,
применяет в своей деятельности различные формы и методы, значимыми из которых являются:
- анализ критериев оценки обоснованности получения налоговой выгоды, в т.ч. адекватности формы учета (отражения) хозяйственных операций - экономическому смыслу, а также соответствия целям делового характера;
- анализ и оценка основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства и ее прогнозирования для конкретного налогоплательщика;
- различные методы налогового маневрирования с учетом возможно большего числа факторов, влияющих на объемы налоговых обязательств (инфляция, колебания учетной ставки и валютного курса, политика контрагентов-партнеров, дифференциация по регионам, формы и методы расчетов, оформление обязательств и договоров и многое другое);
- критический анализ рекомендаций и советов, содержащихся в различных информационных системах;
- эффективные системы бухгалтерского и налогового учета;
- оценка применения специальных налоговых режимов и налоговых льгот на основе различных вариантов (методов) расчета налоговой нагрузки.
Этими же принципами рекомендуется руководствоваться в своей работе аттестованным консультантам по налогам и сборам.
В связи с последними инновациями ФНС России по доступности и прозрачности налогового администрирования, информационной поддержки налогоплательщика, предоставлении комфортных условий для создания и ведения бизнеса, а также в связи с опубликованием документов, имеющих гриф «Для служебного пользования», таких как, контрольные соотношения по налоговым декларациям (расчетам).
Центром налогового планирования и консультирования Института предлагается совершенно новая услуга:
- оценка результатов этих контрольных соотношений с рекомендациями по устранению несоответствий (расхождений) и принятию решений по взаимодействию с налоговыми органами по вопросам, возникающим на стадиях камеральной налоговой проверки и подготовки и планирования выездной налоговой проверки, а также при проведении других мероприятий налогового контроля.
Практические решения и рекомендации позволят предупредить осуществление налогоплательщиком рискованных операций и минимизировать вмешательство в текущую деятельность налогоплательщиков со стороны налогового органа.
Сулейманов Д.Н., к.э.н.