Об Институте налогового консультирования.


Негосударственное образовательное учреждение «Институт налогового консультирования», одним из первых в России стало исследовать вопросы, связанные с предоставлением консультационных услуг в сфере налогов и налогообложения. Это был конец 90-х, начало 2000-х гг. У истоков становления налогового консалтинга в Российской Федерации стоял основоположник отечественной теории налогового консультирования, один из основателей Палаты налоговых консультантов, автор первого проекта Федерального закона о налоговом консультировании, первый ректор Московского налогового института - к.ю.н., профессор Е.П. Андреев.

По мере того как развивалась система налоговых органов, формировалась и модернизировалась налоговая служба, менялись ее задачи, формировалась и система налогового консультирования. Она становилась более сложной и более ответственной. Подготовка налоговых консультантов, требовала все более тщательного, качественного и научного подхода. В задачи налогового консультанта постепенно стало входить не только предоставление простых советов по заполнению деклараций, но и формирование системы стратегического налогового и финансового планирования на предприятии, что потребовало увеличения знаний по многим дисциплинам в сфере финансов, экономики, права.

В связи с этими, усложняющимися задачами, Институт налогового консультирования вырабатывал все более жесткие требования к образовательным программам, обучающим налоговых консультантов, к экзаменационным вопросам и задачам, с целью качественной подготовки специалистов в сфере налогового консультирования.

Институт налогового консультирования долгое время успешно сотрудничал с Государственным научно-исследовательским институтом развития налоговой службы ФНС России в сфере подготовки, переподготовки и проведения квалификационного экзамена на право приобретения статуса налогового консультанта. В настоящее время, Институт налогового консультирования в определенной степени является правопреемником ГНИИ РНС ФНС России, в той части, которая связана с преподавательским составом, членами аттестационной комиссии, образовательными стандартами в сфере подготовки консультантов по налогам и сборам.

Время не стоит на месте, экономические законы, отношения, институциональные факторы постоянно меняются и развиваются. Вместе с ними развивается и Институт налогового консультирования. В настоящее время Институт, в лице Ректора, к.э.н. Сулейманова Д.Н., является активным участником Рабочей группы по выработке единых подходов и стандартов к налоговому консультированию, разработчиком проекта Федерального закона о налоговом консультировании.

Институт провел аттестацию более 500 консультантов по налогам и сборам. В том числе выпускников программ Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Высшей школы экономики, Московского налогового института и др.

Согласно Концепции налогового консультирования, которую разработали специалисты и профессорско-преподавательский состав Института, особое внимание в развитии и продвижении вопросов налогового консультирования уделено таким аспектам как:

  1. Предоставление разъяснений и рекомендаций по вопросам применения законодательства о налогах и сборах РФ, а также по вопросам международного налогового права;
  2. Предоставление рекомендаций по ведению налогового учета, разработке учетной политики в целях налогообложения, составлению и представлению налоговой отчетности (налоговых деклараций);
  3. Консультирование по формированию взаимоотношений с налоговыми органами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, а также при проведении других мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  4. Предоставление информации о потенциальных налоговых рисках, рекомендаций о разрешении сложных и нестандартных ситуаций по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, с учетом обзора судебной практики, и официальных разъяснений финансовых и иных органов государственной власти и местного самоуправления законодательства о налогах и сборах в рамках осуществления ими своих полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  5. Подготовка аппеляционных жалоб в вышестоящий налоговый орган в соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также заявлений, жалоб, отзывов и иных процессуальных документов в интересах доверителя;
  6. Подготовка экспертных заключений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах по запросам судебных и других государственных контролирующих органов, кроме органов, указанных в пунктах 3 и 4 ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации;
  7. Представление интересов в налоговых, правоохранительных, судебных органах и иных органах государственной власти и местного самоуправления;
  8. Осуществление стратегического налогового планирования для предприятий и налогоплательщиков-физических лиц;
  9. Осуществление налогового консультирования в целях досудебного урегулирования налоговых споров с налоговыми органами;
  10. Осуществление консультирования в сфере использования и популяризации современных электронных сервисов ФНС России, в т. ч. составление и передача налоговой отчетности в электронной форме;
  11. Оказание услуг по предоставлению отчетности в ФНС России по телекоммуникационным системам.